Северная Грива - церковь - р. Поля - шушмор - Березники

Карта: http://losiatnik.narod.ru/map1.jpg

Фотографии: см. здесь

Также см. http://50rus.by.ru/churches/str/index.htm




Выдёргивая из-за шиворота пучки репья и череды, приступаю к рассказу о совершенном нами вояже по маршруту: Северная Грива - церковь - р. Поля - шушмор - Березники. Во-первых. По дороге пришла красивая идея переименовать ТО Рюкзачок в ТО "Команда газы". Куда как звучнее, правда?

СБОРЫ

Откровенно говоря, с таким %№"*ством я не сталкивался уже несколько лет. Во-первых, Шумбасов не явился к моему подъезду ни к 6:15, как было назначено, ни к 6:25, ни позже. Подняв телефонным звонком на ноги всю его семью с риском быть посланным гораздо дальше шушмора, я обнаружил, что эта скотина дрыхнет. Постеснявшись при матери сообщить ему по телефону всё, что я о нём думаю, я в довольно резкой форме отправил его догонять нас на Комсомольской, где нас вскоре должны были ждать Ваня и Женя. Сами мы с Коротковым отправились на встречу с последними. Кое-как встретились, подъехал Шумбасов (к счастью, быстро). Из-за этого всего мы пропустили электрички 7:24 и 7:34, но успели на 7:51.
     Во-вторых, не успели мы усесться в электричке, что-то дёрнуло меня проверить, взял ли я макароны (почему именно макароны - не знаю). Дело в том, что продукты накануне покупал я, и макароны входили в ту их часть, которую я собирался раздать остальным участникам, и которая ехала со мной в отдельном пакете, а на вокзале была разложена по рюкзакам. Никто не признался, что несёт макароны, внешний вид которых был мною достаточно подробно описан. Решили докупить в Шатуре. Скажу сразу: докупили, а несколько часов спустя обнаружили "пропавшие" две пачки в рюкзаке у Жени.
     В пути у Шумбасова зазвонил сотовый: оказалось, что Зубило, которого я последний раз видел и слышал ещё до гор, стоит буквально на пороге своей квартиры с рюкзаком и хочет к нам присоединиться. Более того, он готов искать нас с компасом по карте в назначенной нами точке на местности (при этом карты у него нет). Понятное дело, убеждаем его оставаться дома. Опомнились, блин...
     Приехали в Шатуру в 10:15. Автобус на Гриву по расписанию - в 10:10, следующий - в час дня. Есть еще автобус на Мишеронский в 11:15... Я уже бежал договариваться с водителем автобуса, идущего на Керву, чтобы тот довёз нас до Гривы, когда по матюгальнику.. т.е., простите, по громкой связи, объявили, что, мол "отправляется автобус на Северную гриву".
    Добежали, залезли, поехали. Клонит в сон. В дороге полуместный мужик заводит, посмотрев на нас и нашу карту, типичную тягомотину о том что мол, хреново вам будет, ребятки, места у нас тут глухие, тыр-пыр - восемь дыр. При этом вытянуть из него хотя-бы какую-нибудь конкретную информацию невозможно (я думаю - за отсутствием таковой. Ни хрена они, такие, не знают, просто потрепаться очень любят).
     Приехали в Гриву. Я забежал в магазин, чтобы купить сигарет. Хотел 4 пачки Bond lights, но в магазине нашлась только одна пачка. С другими марками - примерно так же. В итоге получилось - 1 пачка "бонда", 2-е пачки "LD" и 1 пачка "Союз-Аполлон"...
     Начал с "Союз-Аполлона"... Двинулись.

ОСОБО: ДОРОГА К ХРАМУ

Видел в интернете следующее мнение по поводу поисков церкви (далее цитата):
     "...В интернете много легенд о неуловимой церкви неизвестного происхождения, которую нельзя найти даже с помощью GPS, причём дорог, показанных на карте, в реальности нет, а есть совсем другие. Юные геодезисты со стажем свидетельтсвуют: ... 3) все наличные дороги идут точно по тем-же картам, хотя, порой и под водой, 4) никаких "вновь проложенных" дорог не замечено, 5) местами передвижение затруднено вырубками и непроходимыми зарослями. Короче - реальные трудности с ориентированием в этом районе только у тех, кто не постиг высших эманаций Красовского - Гаусса - Крюгера или брезгует тёплыми и мягкими болотами."
    
     Вот так-то.
     По поводу этого всего могу заметить следующее. Да, действительно, все дороги, обозначенные на военной километровой карте - присутствуют на местности. Однако у меня под рукой ещё две - более новых притом - карты, где дороги нарисованы иначе. По поводу отсутствия новых и просто - других дорог: господа, не верьте, это ложь и пускай путешественники проваливают к чертям со своими эманациями и высокомерно-снисходительным тоном. Вообще хорошо иметь GPS, который у юных путешествинников был - трудно при этом иметь какие-либо проблемы с ориентированием.
     Короче, мы несколько часов искали церковь в районе 1 с ба-а-альшим радиусом поиска. Это дорога, по которой мы возвращались в прошлый раз. Кстати, в прошлый раз мы искали церковь в районе 2 (по моим предположениям) - там мы тоже побывали - а затем мы (в прошлый раз) свернули по дорожке, которую я провёл жирной красной линией (на карте её нет).
     Коротков впадал в маразм, сидя на рюкзаках и дожидаясь с разведки нас с Ваней, записывая в моём блокноте время прилёта и отлёта дятла на соседней с собой берёзе. В 15:00 я решил забить на церковь и идти по дороге "Д" на восток в сторону тракта Костерево-Мишеронь. Пошли. Когда мы дошли до точки 3, меня внезапно осенило, где мы, и где мы всё это время ходили, и как выйти к церкви. Двинулись на север по ненаезженной, но и не заросшей дороге и вскоре вышли на поляну (в карте на поляне отмечена высота - 126,5).
     Вот тут я готов принять в свой адрес закономерные упрёки по поводу своих способностей к ориентированию: я не обратил внимания на отходящую налево дорожку перед самым выходом на поле (а после - не догадался её поискать). Сложилось впечатление, что дорога просто оборвалась на поле - далее уходят только неясные тропинки. В результате мы простояли на поле ещё около часа, бегая в разные стороны (темнеет в пять вечера!).
     Поляна небольшая, вытянута с запада на восток, по длине от кромки до кромки леса около 200 м., по ширине - около ста, с западной стороны в поляну вклинивается выступ соснового леса. На поляне растут тополя, напоминающие декорации к фильмам ужасов и деревья, в которых по единичным оставшимся листьям удалось узнать яблони. В северном углу поляны в окружении лиственных деревьев маленький прудик, дальше - болото. На востоке в массиве тополей - разрушенный колодец с деревянным срубом. На запад с поляны уходит дорога 4, выглядящая неуверенной тропинкой и также упирающаяся в болото. В один из тополей в восточной части поля вкручены железные опорки с характерными фарфоровыми набалдашниками белого цвета - для проводов. На западной оконечности поля у подножия деревьев - невысокий (<0,5 м.) земляной вал. Сразу за кромкой леса - система сообщающихся луж, протягивающаяся примерно в направлении с юго-юго востока на северо-северо-запад (на карте - речка-переплюйка) я пересёк это дело, двигаясь от юго-восточного угла поля на запад, затем на северо-запад, поглядел, ни хрена не увидел и вернулся на поле. В это время я находился не более чем в 50-70-ти метрах от церкви...
     Стало смеркаться. На восточной окраине поля я обнаружил более-менее уверенную тропинку, которая, если верить моей интуиции, не должна была уйти в болото, как все остальные. Решено было двигаться по ней до первой воды, т.е. до переплюйки 5 (я всё-таки верил, что эта поляна - та самая, тем более, что после того, как был найден колодец, наличие на ней в прошлом деревни не вызывало сомнений). Тропинка привела на заросшую и заваленную, но в прошлом явно хорошо наезженную дорогу. Тополя на восточной окраине поля образуют вокруг неё аллею, различимую, если идти по ней или вдоль неё. Дошли до переплюйки и заночевали слева от дороги. Место хорошее и совершенно безлюдное и потому - беззвучное, правда, прошли мы от Северной Гривы ОЧЕНЬ мало, но находились при этом хорошо ;)
     Шутим по поводу беспокойной девочки Самары (из фильма "Звонок"), которая непременно должна прийти за нами, вылезши из найденного колодца.
     Вокруг в темноте время от времени истошно и довольно необычно орут какие-то птицы.
     Делаем предположения о тех предположениях, которые сделала бы Яни, осмотрев нашу поляну. [Видимо, было бы сказано, что так просто не отселяют с десяток деревень и не делают на их месте безлюдье, тем более так зловеще выглядящее: ни дать ни взять, проклятье за грехи со стороны высших сил настигло эту деревню...]
     Лезем ночью на берёзу в резиновых сапогах, чтобы позвонить. Выясняется, что Гоша, с которым мы должны были встретится на маршруте, вообще с пятницы пребывает неизвестно где и МГУ-шники по этой причине никуда, видимо, не пойдут.
     Ленка в разговоре у костра переводит латинское Homo erectus как "человек, ходящий прямолинейно". Корка усугубляется и к вечеру следующего дня перевод уже будет звучать как "человек, идущий по азимуту".
     Звёзды ночью появляются на несколько минут, затем снова исчезают - тоже на несколько минут - и снова появляются. "Если звёзды зажигают и гасят по тысяче раз за ночь - значит это кому-нибудь - нужно?"
     Утром выходим без рюкзаков обратно на поле. Коротков напоминает мне про дорогу, идущую по южному краю поля (на самом деле - в 20 метрах к югу от кромки поляны). Солнце. По дороге 4 с запада вываливает здоровая группа туристов из Тимирязевской академии. От юго-западного угла поля по еле различимой тропинке (не более, чем примятая трава) двигаемся на юг 40 метров (пресловутый "перешеек дорог"), и попадаем на дорогу, "идущую по южной кромке поля". По ней на запад через упоминавшуюся систему сообщающихся луж - и через 70 метров дорога выходит к церкви (справа по ходу в 20 метрах).

ДЕНЬ ВТОРОЙ И НЕМНОГО НОЧИ

Должны были встать в пять. Я попросил кого-то (не помню теперь, кого) поставить будильник на 6:00, получил утвердительный ответ, мол - уже поставлен. Но утром, однако, мы проснулись лишь около семи и очень долго собирались - придётся вернуться к практике дежурств... В без чего-то девять пошли к церкви, а вернулись от неё к рюкзакам около половины двенадцатого. Не обошелся без трудностей и переход переплюйки, на которой мы ночевали. Сухими остались только я, Шумбасов и Женя, остальным пришлось переодеваться. После переплюйки дорога выходит на приподнятое и потому сухое поле, вероятно, тоже некогда занятое деревней. В северо-восточной части поля имеется колодец, накрытый домиком и потому похожий на действующий (хоть мы не проверяли), и тополя со скворечниками на них.
     Проходим по полю с запада на восток, находим дорогу, отворачивающую к северу и следуем по ней. У северной кромки поля дорога - в строгом соответствии с картой - разделяется на две, идём по правой. Миновав ряд переплюек и им подобных жоп, выходим на тракт Костерево - Мишеронский, на противоположной стороне коего начинается дорога, которая, видимо, и нужна нам. Справа от неё вырубка, сама дорога наезжена гораздо больше, чем та, по которой мы до сих пор шли. Проходим не очень много и попадаем на развилку, с которой одна из дорог забирает к северу, а вторая вначале слегка, но затем круто поворачивает на юг. Поколебавшись, возвращаемся на первую ;) В дальнейшем эта дорога идёт на восток-северо-восток.
     Двигаем по этой дороге долго и в хорошем темпе. По краям дороги - сосновые леса, минуем ряд болотоподобных переплюек или переплюйноподобных болот, в конце концов выходим на поле, вытянутое в направлении север-юг, миновав при выходе на поле переплюйку. На восточной кромке поля - привал. Одна дорога продолжает идти на восток, чуть поворачивая к северу у входа в лес, направо отходит в усмерть разбитая прямая дорога, обсаженная лиственными деревьями. Идя (метров 50) по полю на юго-запад от угла между ней и той дорогой, по которой мы пришли, можно обнаружить некий навес и корпус от автобуса, который когда-то, видимо, служил временным жильём. По моим предположениям, мы находились на поляне 6, а на самом деле - в точке 7, хотя тогда я и считал её расположенной слишком близко к тракту Костерево-Мишеронь, от которого мы прошли к тому времени вроде бы гораздо больше...
     Решаем двигаться по левой дороге (по продолжению прежней), однако через 50 м. после входа в лес она круто поворачивает на север. Пройдя по ней с Коротковым метров 300 мы убеждаемся в том, что она продолжает идти строго на север. Дорога выходит на поле, перед выходом от неё на восток отходит дорожка на вырубку, не похожая на старую и используемую - скорее на лесовозный новодел. За вырубку искать продожение этой дорожки мы не ходили - настолько она не была похожа на правду (может и зря).
     Возвращаемся и идём по правой дороге на юг-юго-восток, затем... Затем дорога входит в лес и сильно петляет, но "в среднем" держит направление - юго-восток. Дорога размякла и раздолбана так, что идти по ней непросто. В основную колею вливаются второстепенные, либо непривлекательные по направлению дороги. Спустя долгое время менее очевидная развилка: одна из дорог уходит немного южнее, колеи практически равнозначны. Идём по левой, через некоторое время выходим на поле и упираемся в Т-образную развилку 8 (тогда мы ещё не знали, где мы). Солнце скрывается в слабопрозрачной дымке, сквозь которую оно очень похоже на лунный диск; холодает. Я в некотором тупике. Коротков идёт на север, Шумбасов - на юг, остальные едят сухари. Коротков, вернувшись, может лишь констатировать, что дорога идёт на север. Шумбасов констатирует, что его дорога идёт на юг, а на некотором расстоянии от нас устроилась на привал встреченная нами с утра группа тимирязевцев, идущая на оз. Смердячье. Решаем окончательно забить на Илкодино (поляна 9) и идти к мосту через Полю (на этой карте не обозначен, но он находится в точке 10). Идём на юг. Метров через 70 замечаю отворачивающую на восток второстепенную колею и тут только понимаю, где мы и откуда пришли. Идём по этой колее, встречаем на ней двоих с рюкзаками, идущих навстречу: те подтверждают, что дорожка ведёт к мосту через Полю.
    Справа от нас очень бодро течёт р. Ивановка, минуем её левый приток по мостику. Дорога входит в лес, вокруг - идеальные места для стоянки, но времени лишь начало четвёртого. Понимаем, что искать озеро придётся в темноте, но вставать сейчас - как-то вовсе неправильно.
     У моста через полю сидит группка из 5-ти - 6-ти рыбаков, приехавших туда на уазике. От них мы узнаём, что перед нами идёт еще какая-то группа. После моста дорога забирает направо, однако вскоре выходит на наезженную перпендикулярную дорогу, по которой мы движемся налево. Эта дорога без труда прослеживается по всем приметам как дорога 11. В точке 12 изучаю возможность пройти по ЛЭП-у, это оказывается невозможно. Где-то, вероятно, в точке 13, догоняем своих коллег, устраивающихся на ночлег. Стемнело. Идём. Некоторое (значительное) время спустя видим "свёрток" с дороги направо, решаем, что именно он нам и нужен, проверяем эту гипотезу. Дорога приводит на вырубку, миновав у самого своего начала проточную канавку. Направление дороги - юго-восток (вместо юго-запада). Возвращаемся на развилку и, пройдя 100 м. по левой дороге, идущей на северо-запад, встаём на ночь справа од дороги на переплюйке, которую она пересекает (точка 14? левая дорога не обозначена?).
     Лес смешанный: ель, сосна, берёза. Место неплохое.
     Едим купленные в Шатуре макароны (КОРОТКОВ: Как ты раскладку рассчитывал???).
     Ленка достаёт банку с ананасовым компотом и баллон со взбитыми сливками. Хорошо то как!
     Расслабляемся.
     Где ж нас носило той ночью? Там ли, где я думаю, на урочище ли, с полюбившимся нам названием "УНДОЛИЩЕ", или в другой какой-нибудь дыре? Например, где-то между БОЛДИНСКИМ охотхозяйством и ЧЁРНОЙ РЕЧКОЙ? ;)
     Перед отходом ко сну прошу Шумбасова поставить будильник на половину седьмого, он соглашается, но так предложенного и не делает, за что я на него, собаку, на следующий день дулся до самой станции Ундол, ибо с таким %№"*ством я не сталкивался уже несколько лет...

ФИНАЛ

Утром просыпаюсь и вижу - свет. Бужу всех, оказывается, что уже без десяти восемь. При свете дня обнаруживаем в 50 м. от себя некое деревянное сооружение, торчащее на (деревянных) сваях в 3,5 м. над нашей заболоченной переплюйкой, текущей приблизительно с северо-запада на юго-восток. Сооружение напоминает штуку, которой пользуются охотники, впрочем, я к нему не подходил близко.
     Собираемся, возвращаемся на развилку и идём по дороге, уходящей на северо-восток. Вскоре встречаем уазик и узнаём, что эта дорога и в самом деле наша, т.е., продолжение 11-й. Спустя некоторое время дорога поднимается на возвышенное место, там имеется поворот направо (на озеро? но тот поворот как раз должен был быть в низине, а возвышенность - возможно, ур. Ундолище?). Вскоре выходим к мосту через р. Тоймигу. На ней можно ночевать с большим комфортом, кстати.
    Двигаемся дальше. Вскоре за мостом дорога проходит по западному краю поля или старой вырубки, затем основная колея уходит направо, а второстепенная дорожка продолжается на север. Идём по основной и выходим к деревне Нерожино. Общаемся с гостеприимным мужичком из ближайшего к дороге дома, выясняем, что через 1,5 км. по дороге - ещё одна деревня, от которой есть лесная дорога до д. Лёвино и асфальтовая - в БерЕзники, а также то, что раньше мужик работал фотографом во Владимире (мужик интересуется ваниным "Nikon-ом"), кроме того, получаем подробные сведения о составе местной фауны (полчища кабанов, которых, впрочем не следует опасаться, лоси, волки, рысь). Двигаемся до следующей деревни и, подумав, решаем идти в Березники, потому что там - церковь. Идём по разбитой, но асфальтовой дороге, не очень долго. В Березниках узнаём где и когда ходит автобус и отправляемся к церкви.
    Собственно, конечная автобуса находится вблизи церкви, у магазина. У церковной ограды доедаем сухари. Церковь во время нашего посещения - закрыта, но вполне себе действующая, вокруг - действующее кладбище, ведутся работы по его расширению. Самый старый памятник на кладбище, из тех, что я видел - 1830 г. Часто в одной оградке можно заметить 3-5 памятников - от современных, до непроходимо замшелых, так, что не разберёшь ни слова. Холодно и пасмурно.
     В 14:45 отчаливаем из Березников на автобусе в Собинку. Клонит в сон. Выгружаемся в Собинке, на маршрутке типа "Газель" за 5 р. едем на станцию Ундол. Ближайшая электричка до петушков - через 2 часа, в 18:12. Рядом проходит автострада Москва-Владимир, но по ней автобусы в сторону москвы приходят уже полными, так, что до Петушков не доехать... Ждём. Коротков и Шумбасов обедают в столовой "Колокшанка", потом и остальные отведывают местных харчей (суп с фрикадельками, говядина под кисло-сладким соусом, картофельное бюре, курица, бифштекс, чай, томатный сок...). Неподалёку от станции у самых путей растёт тростникообразная трава высотой в двоих Шульгиных или в три Ленки.
    Вероятно, радиация. Или просто - Шушмор ;)
     В плацкарте доезжаем до Петушков, далее - всё штатно.
     Вот вроде и всё, собственно ;)

Hosted by uCoz