Егорьевск - Вождь Пролетариата - дер. Горки - Шатур ("Змеиный камень") - Собанино

Данное описание бессовестным образом взято с форума, расположенного на сайте современных поклонников языческого культа - "Страница Природной Веры"

Карта

"… в Шатур можно попасть, на не каждый день.
Даже более того - каждый день попадать в Шатур
И НЕ СЛЕДОВАЛО". Дядя Митяй.

И собственно чего мы туда собрались? Безусловно, всё можно объяснить логически: во-первых, ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ - хочется в лес на природу, места то глухие, хотя и Подмосковье; во-вторых, ОХОТА, которая, как известно, пуще неволи; и, наконец, ЗМЕИНЫЙ КАМЕНЬ - легендарное капище наших предков - родноверов.
    Не понятно, по каким причинам маршрут Москва - Егорьевск обслуживают старенькие израильские автобусы, но именно на таком мы и добрались до районного центра. Из Егорьевска было решено перебраться на рейсовом автобусе как можно ближе к деревне Шатур. Ближайшим населённым пунктом по времени и по пространству была некая деревня Верейка, она же Вождь Пролетариата. Но оказалось всё не так просто. Дело в том, что на егорьевскую автостанцию автобусы прибывают без номеров, и никто до последней минуты не знает, куда они направятся. У нас даже закралось подозрение, что пункт назначения выбирается большинством проголосовавших пассажиров. После мелких недоразумений мы прибыли в деревню Верейка и сверившись с картой, двинулись по безлюдной лесной дороге в сторону Шатура.
    Погода была великолепной, сквозь золотые листья нежно светило солнце, лес завораживал тишиной, насыпная малоезженая дорога мягко ложилась под ноги. Я шла и думала о том, что отправились мы в путешествие в знаменательное время - именно сейчас, в эти дни змеи собираются вместе и готовятся к зимнему периоду. С этим событием связано множество поверий, дошедших до нас из глубины веков. Собственно вся местность между Егорьевском и Шатурой с давних пор считалась змеиным краем. Торфяные болота, пронизанные извилистыми речками, и сейчас являются излюбленным местом обитания этих пресмыкающихся. Коренное население, не смотря на жёсткое давление христианства, долгое время сохраняло традиции почитания Ура - Змеиного Бога или Царя Змей. Сочетание "ур" часто встречается в древней топонимики этого района. К примеру, речки Щуровка и Чащур, а так же старинные поселения Пешур и главный объект нашего путешествия - глухая деревня Шатур. Любопытно, что и само название Егорьевска непосредственно связано со Змеем. Ведь именно его уничтожил Георгий Победоносец, олицетворяя этим победу христианства над язычеством. Надо заметить, что переименовали бывшее село Высоково и назначили ему статус города в конце 18 века. Без сомнения в это время ещё продолжало существовать почитание старых богов и борьба христианства с ними была актуальна.
    Размышляя, таким образом, мы незаметно подошли к лесному озеру, образовавшемуся после торфяных разработок. Не смотря на конец сентября, было жарко, и я решила в честь змеиного дня погрузиться в дружественную этим существам стихию. Как же можно было забыть, что Ур принимает кровавые жертвоприношения и вот результат - вспоротая нога. Что ж, теперь передвигаться придется втрое медленнее…
    Было запланировано дойти до Шатура к вечеру, но в свете последних событий пришлось заночевать за деревней Горки у моста через речку Полю. Всё что не делается всё к лучшему и на утренней зорьке удалось взять крякаша - замечательного селезня.
    Я никогда не видела так близко, не держала в руках только что убитое существо. Удивительное ощущение от теплого мягкого тельца, кончиками пальцев чувствуешь плавный переход от Жизни к Смерти. Вид у крякаша был необыкновенно умиротворённый. Я не видела его живым, но именно к нему более применимо было слово мертвец, а не труп. Мне хотелось постоянно гладить брюшко в пёстрых, мягких, пушистых пёрышках, расправлять и рассматривать гладкие крылья. Возможно, кого-то шокируют мои слова, но попробую объясниться.
    Жизнь и Смерть - звенья одной цепи, они одинаково прекрасны, не возможно любить Жизнь, боясь и избегая любого соприкосновения со Смертью. Древние люди гораздо глубже нас понимали эту неразрывную связь, их отношение к Смерти было спокойным и естественным, они убивали для Жизни.
    Конечно, мне могут возразить, что сейчас возможно прожить никого не уничтожая, одеваться в искусственную одежду, питаться плодами и семенами. Но именно тогда, по моему глубокому убеждению, начинается деградация личности, возникает страх смерти и всё это вследствие отхода от естественных природных ритмов. В нашем климате не возможно прожить, используя лишь растительные ресурсы, так как мы находимся в зоне рискованного земледелия. Ещё более разлагающе влияет на психику промежуточное состояние, когда человек пользуется продуктами животного происхождения и одновременно сам не может убить живое существо. Это приводит к болезненному раздвоению личности, столь свойственному городским жителям, оторванным от природных циклов.
    Но вернёмся к нашему путешествию. Мы шли на Шатур по лесной дороге, окружённой лёгкой осенней дымкой, птицы пересвистывались в разноцветных кронах деревьев, ощущение покоя и безмятежности разливалось вокруг. Вот впереди показалась красная полуразрушенная колокольня, мы присели на обочину дороги, на краю деревни, которая показалась сначала совершенно не обитаемой.
    Не могу объяснить, но почему-то именно этот момент из всей нашей экспедиции показался мне очень важным и каким-то просветлённым. А ничего особенного не было, просто сидели на тёплом пригорке, смотрели на деревню, поле и лес. Только ощущение было, что находишься в Центре Вселенной, в начальной точке отсчёта Времени и Пространства.
    Но вот появились местные жители, и мы притупили к расспросам. Первой оказалась бойкая старушка, она поведала нам, что село Шатур в 15 веке было подарено княгиней Муромской своему сыну Дмитрию Донскому, а к югу от деревни, при повороте на Собанино лежит Змеиный Камень. Она полагает, что это метеорит, так как он лежит в воронке, раньше около него стояла деревянная часовня и бил родник. Будучи девчонкой, наша собеседница, как и другие деревенские дети, камня боялась, - думала, что там живут привидения и всегда старалась быстренько проскочить мимо. Мы поблагодарили любезную рассказчицу и отправились осматривать деревню.
    Центральное место занимала полуразрушенная колокольня из красного кирпича ( конец 19 века), рядом с ней стоял дом с удивительными украшениями - по фасаду были прибиты части резного деревянного иконостаса в каком-то произвольном порядке. За колокольней к речке Поли спускалось кладбище. Оно оказалось самым оживлённым местом в деревне.
    Сейчас в Шатуре осталось домов 14, из них в 5-ти на данный момент были жители. Летом, конечно, народу больше, а зимой практически никого нет. Мост у деревни через речку Полю совсем обветшал, ходить по нему было боязно и всё же на вечерней заре мы перебрались на тот берег и решили попытать своё счастье в охоте на крякашей. После долгих блужданий по болоту нам удалось выбраться в берёзовую рощицу. Солнце опускалось за горизонт и своими скользящими лучами окрашивало в розовый цвет нежные пёрышки облаков, белые стволы вбирали его последнее тепло, а мы, прислонившись к деревьям, не могли оторвать взгляда от пронзительного видения умирающего дня.
    Смеркалось. Вдали, раздавались ружейные выстрелы, нас же утки обходили стороной. Вдруг над головой стремительно пронеслась пара крякашей, я даже не успела вскинуть ружьё, ну первый блин комом. Стало совсем темно, на сегодня охота окончилась.
    А с утра, на ранней зорьке мы отправились за рябчиками. Их тихий посвист звал нас в молодой ельник, окутанный прозрачной осенней дымкой. Всё ближе и ближе раздаётся тоненький голосок, отвечающий на призывные звуки манка. Выстрел, ещё - промах и испуганная птица взмывает на недосягаемую высоту. Возможно, нам ещё повезёт, но надо прощаться с Шатуром и отправляться на поиски заветного Змеиного Камня.
    Дорога на Собанино была насыпана в лучшие времена в 50-е годы, когда в этой местности активно разрабатывались торфяные залежи, По её краям были проложены каналы, собиравшие воду с болотистой земли. Но сейчас же всё в запустении, лишь изредка, в особо топких местах переброшена пара жердинок. Это внушает мысль, что дорогой пользуются и куда-то она всё-таки приведёт.
    Перескакивая с кочки на кочку и проваливаясь в болотную жижу, я размышляла о значении священных камней в обрядовой традиции наших предков. До сих пор считаются объектом преклонения Синий камень на Плещеевом озере, Киндяковский в Подмосковье, множество почитаемых камней сохранилось и в Тульской области, Однако, большинство из них были положены в фундамент православных храмов. Так христианство пыталось уничтожить, стереть с лица земли дорогие для народа святыни. Существовали и другие способы борьбы с инакомыслием, так сказать идеологические. Камень объявляли зловредным, запугивая местных жителей, особенно детей, жуткими легендами, не имеющими ничего общего с реальными событиями. Или использовали ещё более изощренный, иезуитский метод - объявляли древний священный камень христианской святыней. Грубо, на скору руку стряпалась подходящая байка о "чудотворной иконе, обретённой на этом месте" или о "следе Богородицы" оставленном на камнях с углублениями. Вот и у Змеиного Камня была поставлена деревянная часовня, бьющий рядом родник освятили и, в таком оскоплённом виде, дозволили местным жителям поклоняться их исконным Божествам.
    Вскоре болото кончилось, и мы продолжили свой путь по сухой лесной дороге. Через некоторое время с правой стороны была обнаружена глубокая яма, диаметром примерно четыре метра, заполненная водой. Посередине лежал, наполовину затопленный, кусок розового гранита. Вот какой ты, Змеиный Камень, как же ты попал сюда, на эту болотистую равнину … Столь неожиданное явление притягивало к себе как магнитом, хотелось трогать его руками, присесть на него, но вряд ли Камню понравилось бы такое фамильярное обращение. Совершив обряд почитания Змеиного Царя и вдоволь налюбовавшись удивительным местом, мы отправились в деревню Собанино, конечный пункт нашего маршрута.
     Путешествие удалось на славу, все задачи были выполнены. Жаль, по нелепой случайности не получилось заснять все окружавшие нас красоты на плёнку. Ну, ничего, в следующий раз. До свиданья, Шатур!

Hosted by uCoz