ИСТОРИЯ РАЙОНА

См. маршруты к основным достопримечательностям

  • ЗАБРОШЕННАЯ ЦЕРКОВЬ НА УРОЧИЩЕ КУРИЛОВО

  • СОБСТВЕННО ШУШМОР

  • "ЗМЕИНЫЙ КАМЕНЬ" У ДЕРЕВНИ ШАТУР

  • ИСТОРИЯ МЕЩЁРЫ ИСТОРИЯ ШУШМОРА

    Культовые природно-исторические комплексы Егорьевского района

    Автор: Марков А. П., нач. отдела туризма администрации Егорьевского района

    Обычаи почитать и обустраивать особые священных места (рощи, родники, урочища) на территории центра России, как и везде, где исторически проживали люди, имеет очень древние корни. На территории Егорьевского района находится несколько культовых природно-исторических комплексов, почитание которых генетически связано с дохристианскими и дославянскими (балтскими и угро-финскими) традициями, которые в свою очередь также имеют более древние корни. Существование особых священных рощ, жертвенных мест, "кереметей", отмечалось у соседней и родственной древнему населению Егорьевского района мордвы. Имели такие места и люди племён Мурома, Меря и Мещера, проживавшие на территории района (культурная ассимиляция последних на территории района была особенно затяжной). Пантеон финских высших существ был, по-видимому, в значительной степени зооморфен. Почитание его богов-зверей и богов-птиц (часть из них были тотемными животными отдельных родов) могло приводить к сакрализации территорий биотопов вполне реальных животных, табуированию охоты и т.п.
         Славянизация края, начавшаяся в 9-10 веке и христианизация (11-16 век) дали новый взгляд на священные уголки природы. Бывшие жертвенники, капища и священные рощи нередко становятся местом возведения часовен, деревянных церквей и монашеских скитов. Этот процесс интенсивнее всего протекает на юго- западе района и основная его волна, по-видимому связана с потоком переселенцев, связанным с первым разорением Рязани и Коломны Батыем в середине 13 века. К памятникам этого рода можно отнести остров-курган на озере Святое (комплекс Николо-Радовицкого монастыря, с. Радовицы), достоверное место первых монастырских строений 15 века (кстати это же место является неолитическим археологическим памятником).
         Характерной особенностью этого периода для территории нынешнего Егорьевского района, является то, что славянское расселение практически совпадало по времени с крещением местного мещерского населения.
         Следующий пласт духовной истории Егорьевского района тесно связан с историей церковного раскола. Западная часть района входила в историческую Гуслицкую волость и традиционно являлась областью старообрядческого расселения. Преследуемые властью старообрядцы создавали небольшие сельские молельни, лесные часовни и прибегали к церковному служению в уединённых пустынных местах, которые избирались в соответствии с уже имеющейся традицией. Типичным памятником подобного рода является частично сохранившаяся и доселе почитаемая роща "Обитель мира" близ д. Чёлохово, возникшая на месте старинного погоста Гвоздна, известного по меньшей мере с 14 века.
         Последнее место также показывает то, что почитаемыми в Егорьевском районе стали несколько урочищ, бывших в прошлом деревнями или сёлами, но затем обезлюдившими. Как правило, народная память не хранит точных данных о самом населённом пункте (эту информацию скорее можно получить из архивных источников), а сводит их к расхожим фольклорным сюжетам об исчезнувшей (провалившейся "в землю", "в болото" или "в озеро") церковь или часовню. К таким местам также можно отнести и расположенные ныне вдалеке от жилья урочище и родник "Сапина", известные в 16 веке как сельцо Ананьино, где "провалившаяся в землю" часовня была реальным сооружением, поддерживающимся и после того, как из этой местности ушли постоянные жители.
         Приведённое далее краткое описание некоторых культовых природно-исторических комплексов - это попытка сведения воедино природно-географической, исторической и этно-фольклорной информации с целью более полного осмысления и сохранения многовекового природно-исторического и духовного наследия Егорьевского края.
        
         Гвоздна
        

    Село Гвоздна, известное по письменным источникам с 14 века, ныне не найти на карте. Однако его след в духовной истории края весьма значителен.
         Село располагалось на левом берегу реки Десны, на расстоянии 1 км к Юго-Западу от деревни Чёлохово. Существует предание, что первые миссионеры именно здесь крестили местное население и уйдя, оставили икону Св. Великомученика Никиты, который и стал небесным покровителем этой части Гуслиц. По другому преданию, образ был утрачен и вновь явлен в 17 веке, в ознаменовании чего крестьянином Сергеем Ивановым в 1668 году была построена деревянная церковь. Гвоздна стала центром одноимённого прихода Коломенской епархии.
         В 1770-е годы владелец села Демидов вывез своих крестьян на уральские заводы и в 1792 году церковь была перевезена в Егорьевск, на городское кладбище, где сгорела в 1918 году. Село опустело и заросло лесом, но жизнь в нём не замерла. Место церкви и старинного погоста стало местом паломничества старообрядцев, как из прилегающих гуслицких деревень, так и их дальних краев. В конце 19 века, владелец леса купец В. Клопов поставил на месте бывшего погоста часовню, обустроил источник из которого брал начало Никитский ручей и поставил бревенчатые дома для паломников. Для молебнов была расчищена поляна, а специально для крестных ходов - лесная дорога. В начале 20 века журнал "Старообрядческая мысль" неоднократно писал о многолюдных богослужениях в лесу и называл эту лесную поляну "Обителью Мира". № 7 журнала за 1915 год упоминал и о большом красном камне, сохранившемся в лесу от основания столь чтимой в народе церкви.
         В советский период потери этой заповедной части Гуслиц были особенно тяжелы. Была разрушена часовня и снесён посёлок паломников, разобрана старообрядческая молельня в соседнем Чёлохово. Тем не менее тайные молебны у источника и камня продолжались до конца 40 годов 20 века.
         В начале 70 большая часть "Обители мира" физически перестала существовать. Вплотную подошедшие с запада фосфоритные разработки перевернули грунт на глубину до 18-20 метров. Источник был уничтожен, но камень из основания церкви уцелел. В 2001 году в лесу, у камня вновь была расчищена площадка и Русской Православной Старообрядческой Церковью в день Св. Никиты (28 сентября н.с.) отслужен молебен.
         Добраться до места на автотранспорте можно только в сухую погоду по грунтовой дороге от южной окраины д. Чёлохово.
        
         Источник Казанской Божьей Матери близ с. Колычёво и д. Сазоново
        

    Расположен на расстоянии 1 км к северо-западу от с. Колычёво.
         С этого неприметного колодца в роще, посреди поля началась история большого Колычёвского Казанского женского монастыря (его колокольня хорошо видна от источника). Во второй половине 18 века крестьяне помещиков Титовых нашли у колодца необычную икону, на которой Казанская Божья Матерь была изображена вместе со св. Агнией и св. Маргаритой. Икона была небольшая, 5х6 вершков, старинного письма и висела на дубе. Озадаченные жители стали опрашивать округу и искать владельца образа, но никто никогда не видел ничего подобного. Тогда для иконы был сооружён часовенный столб с навесом, а вскоре и небольшая часовня, в которую и была помещена икона. К колодцу и явленной иконе потянулся поток богомольцев.
         В 19 веке икона была перенесена в барский дом, а затем куплена священником о. Макарием, чтобы стать основной святыней закладываемого поблизости Колычёвского монастыря. Там она и находилась в богатом окладе до 1918 года, когда таинственно исчезла накануне ареста монастырского имущества.
         Тогда же, в 1918 году монастырь был закрыт. А святой колодец уцелел. Весь 20 век к нему продолжалось тайное паломничество и деревенские крестные ходы. В настоящее время рядом с источником установлен поклонный крест и часовенный столб. В 30 метрах от источника, вниз по ручью, находится небольшое болотце, бывшее ранее паломнической купелью, а в 200 метрах к юго-западу, в лощине, остатки заросшего монастырского пруда.
         В сухое время к источнику можно подъехать на легковом транспорте, свернув с твёрдого покрытия дороги Сазоново-Раменки через 1 км после развилки. При плохом состоянии грунтовой дороги от дороги с твёрдым покрытием придётся пройти около 400 метров через поле к роще на юго-запад.
        
         Источник Тихвинской Божьей Матери
        

    Расположен среди распаханных полей, на расстоянии 1 км к юго-западу от деревни Ивановская. Рядом с колодцем расположена небольшая современная часовня и пруд. Старая часовня, с колодцем посередине и лавками по стенам, была сломана сельскими активистами в 30-х годах. Источник почитался православными как нового, так и старого обряда как место обретения иконы Тихвинской Божьей Матери. Такая икона действительно находилась в разрушенной часовне до 30-х годов, после чего была перенесена в с. Сергиевское (ныне пос. Чернолесье). Точное время обретения иконы и строительства часовни неизвестно, однако, очевидно, речь идёт о довольно старом строении, возможно подновлявшемся или отстраивавшемся заново. Так, например, известно, что близлежащая деревня Ивановская три раза меняла своё место. Часовня же и колодец всё это время постоянно оставались на своём месте.
         В годы антирелигиозных гонений паломничество не прекращалось. Ежегодно, 9 июля к колодцу устраивается крестный ход.
        
         Источник иконы Казанской Божьей Матери в с. Гридино-Шувое
        
    Источник, состоящий из трёх небольших ключей находится на левом берегу реки Шувойки в 20 метрах от её русла и в 500 метрах к югу от западной оконечности села.
         Предание связывает его появление со временами польского нашествия 17 века. Исторически достоверно, что часть поляков и примкнувших к ним последователей Лжедмитрия действительно ушли и встали лагерем у Егория Высокого, на месте нынешнего Егорьевска, где и были разбиты князем Пожарским. Согласно преданию, здесь, на берегу Шувойки русские ратники вступили в сражение с одним из польских отрядов. Обе стороны понесли жестокие потери, и на месте пролитой крови явилась икона Казанской Божией Матери и ударили три ключа. Впоследствии на этом месте была устроена небольшая часовня, а напротив, на высоком берегу реки в 1673 году выстроен деревянный храм (отстраивался вновь после пожара в 1864 году и был разобран на строительный материал в годы хрущёвской антирелигиозной компании).
         На протяжении более трёх сотен лет место оставалось популярным среди богомольцев и паломников. В начале 70-х годов 20 века здесь была сделана безуспешная попытка провести мелиоративные работы. В начале 90 годов неподалёку от источника, на окраине села Гридино-Шувое построен новый каменный храм во имя Казанской иконы Божьей Матери.
        
         Студенец
        

    Студенец - это ключ в неглубоком лесном овраге, начало одноимённого ручья. Расположен в 3,5 км к юго-западу от деревни Двойни.
         Источник почитается местным населением как чудодейственный. В радиусе 20-30 метров от него все ветви деревьев увешаны тряпками, в прошлом - носильным бельём. Обычай требует, чтобы после омовения в целебной воде, больное место было вытерто снятой с себя вещью и оставлено здесь же, привязанное к ветке дерева вместе с недугом. Интересно, что подобные поверья отмечены и неподалёку, в деревнях Рязанской Мещеры, где местное население оставляло вещи в лесу, у воды, чтобы одеть и тем самым задобрить русалок, причём совершалось это в особый, Русалкин день. Обычай оставлять вещи на ветвях и поклонных крестах широко распространён и на Русском Севере. Очевидно, здесь мы встречаемся с отголосками очень древних финских языческих обрядов.
         Местное предание гласит, что Студенец нельзя тревожить и даже заключать в деревянный сруб. Действительно, около 15 лет назад при рубке леса вокруг родника было повалено несколько деревьев и в том числе большая сосна из-под корней которой и бил ключ. Вода ушла, но впоследствии ударила в 30 метрах ниже по оврагу и сейчас ключ бьёт из-под корней берёзы.
         По другому преданию, здесь, на Студенце некогда стояла часовня и жил схимник. Егорьевское благочиние РПЦ в настоящее время не берётся подтвердить эти сведения и не ведёт записей событий, связанных с этим источником.
         Проехать к источнику на легковом транспорте можно только летом в сухую погоду.
        
         Самотёк
        

    Исток ручья "Самотёк" расположен в 1,5 км к Северо-Востоку от посёлка Лесной (б. Брёховская Дача). По преданию, здесь в 1912 году купец -старообрядец Пётр Брёхов построил часовню в ознаменование чудесного исцеления своей парализованной жены, которую по научению духовных наставников дважды в день купали в водах этого лесного источника. Краеведом Н. Захаровым были собраны свидетельства об организации П. Брёховым у источника бесплатной кухни для бедного и странного люда, при которой жили и работали два послушника, а также о том, что вода источника в дореволюционное время разливалась в бутылки и отправлялась в Москву и Санкт-Петербург. Изображений часовни не сохранилось.
         В 1975 году лесной пруд на месте родника был очищен и существенно расширен. При работах на дне водоёма был обнаружен остаток старого сруба и мощные ключи. Поляна и пруд с твёрдым, песчаным дном и очень чистой и всегда холодной водой и по сей день остаётся любимым местом отдыха горожан.
        
         Комплекс Николо-Радовицкого монастыря
        

    Николо-Радовицкий монастырь в с. Радовицы, на оз. Святом основан в 15 веке старцем Пахомием, предположительно греческим монахом с Афона. Первый свой скит Пахомий заложил на высоком острове среди непроходимых мещерских болот посреди Святого озера. Очевидно этот остров, будучи самым высоким местом округи, с некоторыми чертами кургана, издавна играл особую роль в жизни людей этих крайне заболоченных мест. В 70 годах 20 века на острове была обнаружена неолитическая стоянка. Не исключено, что первый насельник в эпоху поругания язычества выбрал для поселения место языческого капища.
         В 16 веке, при настоятеле Ионе, здесь был обретёна икона Николая Чудотворца. Резной, из куска яблоневого дерева, образ в полный рост с мечом и градом, быстро получил славу чудотворного. По-видимому, тогда же на острове была воздвигнута деревянная церковь Св. Николая (не сохранилась). Только за 16 век у чудотворного образа было засвидетельствовано 250 благодатных знамений. Весть о чудесах пошла по всей Руси и учреждённый Петром I Синод даже изъял икону и доставил её в Москву "из опасения суеверия в народе". После смерти императора икона была возвращена монастырю и несена всю дорогу на руках в сопровождении народа и духовенства с зажжёнными свечами.
         В 18 веке монастырь значительно вырос и из-за недостатка места на острове был перенесён на близлежащий берег, где были устроены каменные братские и настоятельские кельи, храмовые и хозяйственные постройки.
         Вплоть до революции монастырь с чудотворным образом оставался широко известным центром паломничества. Будучи ребёнком, с бабушкой его посетил С. Есенин, что впоследствии нашло отражение в самых первых строчках поэмы "Анна Снегина": "Село, значит, наше Радово. Дворов подалуй два ста…". Так, под слегка изменённым названием, егорьевские Радовицы были увековечены в литературе.
         После большевистского переворота монастырь был закрыт. До нашего времени сохранилась часть братских корпусов с надвратной церковью Петра и Павла, полуразрушенный храм Рождества Пресв. Богородицы, конный двор с хозяйственными постройками, небольшая церковь Иоакима и Анны и колодец в центре монастырской территории. Желающие также могут пройти на пустынный высокий остров посреди Святого озера (сейчас он фактически является полуостровом) и побывать на том месте, где находился скит Пахомия, а впоследствии - храм с чудотворной иконой Св. Николая. Жилые дома села Радовицы подходят непосредственно к сохранившимся монастырским стенам и проезд на автотранспорте возможен в любое время года.
        
         Сапина
        

    Этот прекрасный и безлюдный лесной уголок в долине реки Семиславки в 2 км к западу от деревни Тимшино уже много веков известен местным жителям. Некогда здесь располагалась загадочная Сапинская часовня, по преданию построенная у ключа на месте явления иконы Божией Матери. И хотя ни в одном из церковных канонов "Сапинскую" Божью Матерь найти нельзя, в местной сельской округе это предание передаётся из поколения в поколение. Ещё живы люди, помнящие как саму часовню, так и рубленые монашеские скиты неподалёку в лесу. Возможно первые культовые постройки в этих местах были связаны с существовавшим здесь в 16 веке сельцом Ананьино.
         Для паломников на Сапине был вырыт пруд со святой водой. Неподалёку от источника, в лесу, жили монахи (их заброшенные бревенчатые полуземлянки ещё можно было видеть в 50-х годах 20 века). Место было настолько популярным, что рассматривалось для строительства большого монастыря (который в конце 19 столетия был построен в 5 км к юго-востоку, в с. Колычёво)..
         В 2001 году на почитаемом в народе источнике был установлен новый сруб, колодец вновь освящён, а рядом установлен часовенный знак с иконой Св. Иоанна Предтечи, покровителя монашествующих. К незамерзающему источнику можно добраться по лесной дороге, свернув направо от отметки "16 км" автодороги Егорьевск - Коломна и проехав около 800 метров.
        
         Мещерка (Заовражье)
        

    Бывшие село Заовражье и погост Мещерка располагались по берегам речки Неверки (Поповки), в 1,5 км к югу от нынешней деревни Иншаково. Мещерка - одно из древнейших поселений района, упоминаемое в документах 14 века. Возможно, это было племенное поселение мещеряков. Тогда же, в 14 веке, схимник Иоасаф крестил местное население и заложил первую церковь. Почитание первокрестителя округи было столь велико, что его надгробный камень с надписью "под сим камнем лежит схимник Иоасаф" почитался более 500 лет, и в 19 веке крестьянином Яковом Наумовым над ним было сооружена специальная деревянная часовня (не сохранилась). Основная же деревянная церковь не раз обновлялась и отстраивалась, пока в 1929 году не была разобрана на стройматериал. В начале 20 века монахиня Серафима основала поблизости обитель, в которой вместе с ней проживало 8 послушниц.
         В начале 70 годов оба селения - Зовражье и Мещерка - перестали существовать. Осталось лишь старинное кладбище и большой пруд, до которого можно добраться в любую погоду на автотранспорте, свернув налево с трассы Москва-Касимов в деревне Подрядниково.
        
         Шатур
        

    Село Шатур расположено в северо-восточном углу Егорьевского района, на расстоянии 5 км к северу от деревни Большое Гридино, на левом берегу реки Поли. Это некогда богатое охотничье село имеет древнюю историю, уходящую в дославянский период, когда эти земли принадлежали одному из родов племени мурома (корень "ур" типичен для муромской топонимики). Впервые упомянутый в письменных документах в 1406 году, к 16 веку Шатер был уже центром волости. По меньшей мере, с 17 века в селе велось интенсивное храмовое строительство, возникали и перестраивались храмы. В 20 век Шатур вступил, имея две церкви и две церковно-приходские школы. Это был настоящий духовный центр округи, место жительства нескольких священнических и дьяконских семей. Все приходские сооружения кроме кирпичной отдельно стоящей колокольни 1909 года и художественно выполненных столбов кладбищенской ограды утрачены в советский период. Ещё сохраняется тропа к почитаемому святому источнику в 1 км к югу от села, где по преданию некогда была устроена часовня и лежал поклонный (жальный) камень.
         К началу 80 годов в Шатуре почти не осталось местных жителей и было отключено электричество. Провалилась в болото гать, по которой люди добирались до большой земли. В начале 90-х корреспондент газеты "Аргументы и Факты", задавшийся целью найти самый глухой угол Подмосковья, остановил свой выбор на Шатуре. Желая впечатлить читателя, он сообщил в своём репортаже в самой многотиражной в то время газете мира, что люди здесь провели август 1991 не узнав слова ГКЧП.
         В настоящее время ближайшая к Шатуру дорога с твёрдым покрытием проведена к деревне Горки в 3 км от села. От Горок до Шатура в сухую погоду можно добраться на легковом транспорте. К Шатуру также можно подняться на лёгких вёсельных лодках из Клязьмы по реке Поле.

    Hosted by uCoz